Синтетический войлок – плотный и упругий нетканый материал, изготавливаемый из синтетических волокон. В отличие от натурального шерстяного войлока, он не гниет, не поражается плесенью, быстро высыхает, прочный на разрыв. Материал чаще всего его применяют в технических целях в строительстве, шумоизоляции автомобилей, производстве мебели, прокладок, фильтров, полировальных кругов.
Описание и виды
Войлок представляет собой плотный пласт ворса серого цвета (неокрашенный). В разрезе он выглядит однородной массой. Отдельные ворсинки едва различимы.
Материал научились изготавливать задолго до появления первого ткацкого станка – примерно в 5-6 тысячелетии до н. э. Шерсть животных увлажняли и сваливали в упругие полотна. Благодаря завитой форме и мельчайшим чешуйкам ворсинки сцеплялись между собой, образуя пласты. Из натурального войлока изготавливали теплую обувь (знаменитые валенки), одежду, матрасы, седла и многое другое.
С развитием технологий в производстве войлока стали задействовать синтетические волокна. Появились полусинтетические и синтетические виды материала:
- Минеральный войлок. Изготавливается преимущественно из минеральной ваты на битумной связке. Востребован в качестве изоляционного материала в строительстве и промышленном производстве.
- Акустический. Изготавливается из полиэстеров и полиэфирных волокон. Для лучшего шумопоглощения к нему добавляют специальную мембрану. Также для повышения технических характеристик применяют алюминиевую и прорезиненную прослойку.
- Мебельный. Используется в изготовлении матрасов, диванов, кресел и другой мягкой мебели. Это очень жесткий, плотный материал, практически не дающий усадку. Для его производства применяются полиэфирные, полипропиленовые и другие волокна, получаемые в процессе переработки пластика. Бывает на клеевой и бесклеевой основе.
- Швейный. Используется в производстве одежды, обуви, сумок, чехлов, игрушек и сувениров. Его толщина не превышает 5 мм. Данный вид отличается использованием мягких и мелких волокон. Окрашивается в разные цвета. Плотный, упругий, хорошо держит форму.
Синтетический войлок гораздо дешевле и проще в изготовлении, чем натуральный.
Сюжеты
Валяние из шерсти: как создается войлок
#Сюжеты 17 марта, 11:50
0 10068
Много веков назад люди научились изготавливать предметы домашнего обихода, одежду и даже стены своих жилищ из шерсти методом валяния. Со временем ремесло, которое когда-то было насущной необходимостью, эволюционировало в творческое хобби. Сейчас валяние из шерсти обретает второе рождение. Изготовленная из тонкой овечьей шерсти жилетка или шарф — необычный аксессуар для ценительниц эксклюзивных вещиц.
Мастерская одной из камчатских валяльщиц — именно так называют мастеров, изготавливающих одежду и аксессуары из овечьей шерсти — находится в центре Петропавловска. Там разместилось все, что нужно для работы — стеллажи с множеством цветных мотков материала, необходимые инструменты и, главное, — большой рабочий стол.
Сегодня владелица мастерской Елена Заика познакомит нас с искусством валяния и расскажет, как из тонких волокон непряденой шерсти получаются плотные полотна войлока.
Итак, валяние делится на два основных направления — мокрое и сухое. Их названия напрямую связаны с сутью рабочего процесса. В первом — создание изделий происходит с участием мыльного раствора. При помощи мокрого валяния создаются плоские вещи, то есть жилеты, куртки, шарфы и другая одежда и аксессуары.
Во втором направлении мастера работают специальными иглами, многократно протыкая ими изделие: маленькие засечки на иглах тянут за собой волокна шерсти, спутывая их между собой. Чтобы получить, например, небольшую плотно свалянную игрушку, мастеру нужно проткнуть заготовку из спутанной шерсти не одну сотню раз, придавая изделию желаемую форму, и, конечно же, старательно беречь пальцы.
Для некоторых вещиц используются сразу обе техники, например, для создания бусин.
Наша сегодняшняя героиня создает одежду и аксессуары из шерсти в технике мокрого валяния. С непривычным для себя материалом и методами работы с ним она познакомилась около трех лет назад. Тогда, делая куклу для дочери, Елена стала искать в интернете то, что может стать шевелюрой игрушки. Будущей мастерице встретился совет сделать волосы для куклы из шерсти для валяния. Решив заказать материал в сети, Елена попутно заинтересовалась вещами, созданными мастерами из овечьей шерсти. Они настолько ее очаровали, что в интернет-магазине был заказан не один яркий моток. Когда пришла посылка Лена начала осваивать технику мокрого валяния.
Училась Елена и с помощью мастер-классов в интернете, но больше методом проб и ошибок. «Мастера в своих онлайн-уроках чаще всего дают информацию с расчетом на тех, кто уже понимает, как работать с шерстью. Или не до конца раскрывают все тонкости и хитрости. Особенно сложно, если ты не знаком с видами материала и не знаешь, какой для чего больше подходит. В общем, первые работы были просто «атас!» — довольно быстро они пришли в негодность, рвались. Но со временем пришел опыт, накопились знания, появились свои секреты и хитрости», — рассказывает Елена.
В своей мастерской Елена не только работает сама, но и проводит мастер-классы для учеников. В светлом и уютном помещении уроки проходят три-четыре раза в месяц. И всегда находятся желающие приобщиться к искусству работы с шерстью.
В своей мастерской Елена не только занимается с учениками, но и работает над заказами — изготавливает головные уборы, сумки, тапочки и многое другое из мягкой шерсти.
Как отмечает Лена, заниматься валянием можно и дома — главное, чтобы хватало места. Небольшие изделия можно создавать и на кухонном столе. Но для того, чтобы сделать куртку, нужно большое рабочее пространство. Поначалу наша героиня работала дома на полу, но со временем решилась на собственную мастерскую.
Шерсть для валяния в мастерской хранится на стеллажах. Для удобства работы мотки на полках разложены по цветам и оттенкам.
Образцы каждого цвета с указанием названия и артикула есть на самодельных планшетах. По словам мастера, так проще показать заказчику примеры оттенков, не доставая с полок все мотки.
«Сейчас видов шерсти великое множество. Материал для валяния производят в Германии, Италии, Латвии, России и других странах. Я предпочитаю работать с шерстью итальянского производства», — рассказывает Елена.
По расположению волокон в мотке шерсть разделяют на кардочес и гребенную ленту. Кардочес похож с виду на вату. Его получают в производстве первым.Часть шерсти оставляют в таком, слегка спутанном виде.
Другую часть — вычесывают и получают гребенную ленту. В ней волокна шерсти лежат в одном направлении.
А в самом начале своего пути шерсть для валяния выглядит так.
После грубого прочеса на заводе получаются ленты шерсти, из которых можно спрясть нити для вязания. А можно с помощью валяния изготовить войлок, и из него — различные изделия. Чтобы получить мягкую и тонкую шерсть, которую используют современные валяльщицы, ленты материала прочесывают очень тщательно и красят в различные цвета.
Материал различают не только по цвету, но и по толщине, говоря на языке валяльщиц — по тонине, она измеряется в микронах. Самые популярные виды шерсти — полутонкая, тонкая и экстра тонкая, то есть в этой системе измерений полутонкая — это самая толстая шерсть. Итальянский материал, который Елена использует в большинстве изделий, имеет тонину 19 микронов — это экстра тонкая шерсть. Она подходит для изготовления рукавиц, шарфов, брошей-цветков. Для тапочек и сумок мастера используют более грубую шерсть, чтобы изделия были долговечными и выдерживали нагрузку.
Корреспондент:
Елена, вы уже более трех лет работаете с шерстью. За что вы ее любите?
Елена Заика:
Шерсть это живой материал — теплый, приятный. Для меня очень важно, что она экологична, в процессе получения сырья не страдают животные — овцу стригут и отпускают ее. По сути это возобновляемый ресурс. Шерсть с первых дней знакомства покорила меня тем, что с ее помощью буквально из ничего можно сделать прекрасную вещь. Я думаю, это настоящее волшебство.
Самые главные инструменты мастера мокрого валяния, или фелтинга — это, конечно, руки, мыло и вода. «Волокно шерсти это по сути волос, а его поверхность состоит из множества микроскопических чешуек. Мыло нужно для того, чтобы шерсть стала гладкой и начала скользить. Когда мастер начинает валять шерсть, тереть ее руками, то она начинает спутываться, цепляться друг за друга чешуйками — за счет этого и происходит процесс валяния. После проведения еще ряда манипуляций из изделия выполаскивают мыло и просушивают работу», — делится наша героиня основными принципами мокрого валяния.
Чтобы изготавливать одежду, одних рук недостаточно, какими бы умелыми они ни были. Поэтому в мастерской Елены есть вспомогательные инструменты. Например, колодки, предназначенные для изготовления тапочек. Эти инструменты необходимы, чтобы выправить форму изделия и подогнать размер. В арсенале Лены — колодки самых распространенных размеров, 37 и 38. Но, имея такие образцы, мастер легко может сделать тапочки на размер-два больше или меньше.
На электронных весах мастер отмеряет нужное количество шерсти. Например, для того, чтобы сделать рукавицы, понадобится 30 – 40 граммов материала.
Деревянные вальки (с ударением на «и») помогают мастеру хорошо провалять тапочки изнутри. Игольчатые валики при нажатии ими на толстый слой войлока прорабатывают его по всей толщине, то есть не только поверхность полотна будет хорошо сваляна, но и в своей глубине оно будет прочным. Кухонная скалка нужна в мастерской также для улучшения качества изделий. На нее можно намотать, например, шарф и вместе с ним покатать скалку по столу, прилагая силу — так полотно проваляется гораздо лучше.
Почетное место в корзине с деревянными инструментами занимает рубель — самое большое приспособление с ребристой поверхностью. Для работы с ним изделие сперва наматывается на скалку, рубель укладывается сверху. Дальше мастер, прилагая усилие, катает рубелем скалку вместе с полотном по столу. Такой серьезный инструмент нужен в работе с изделиями изрядной толщины. Как отмечает наша героиня, рубелями пользовались мастерицы сотни лет назад, но и современные валяльщицы ценят его за эффективность.
Чтобы сделать берет или шляпку, мастера валяния используют специальные болванки. Елена для работы их изготовила сама — разные болванки соответствуют разным размерам головы.
В работе над куртками и жилетками мастер использует манекен. У Лены он стандартного, 46-го размера. «По нему можно ориентироваться и сделать хоть 44-й размер, хоть 48-й. Ближе к финалу уже примеряешь на человека и с учетом особенностей фигуры дорабатываешь. На манекен я примеряю мокрое изделие, а вот для примерки на человека, конечно, сперва сушу. В случае если нужна доработка, жилетку можно снова смочить и еще немного увалять», — делится Елена особенностями рабочего процесса.
Корреспондент:
Удивительно, что из мотков тонких шерстяных волокон можно создать прочное полотно куртки или пальто. Как происходит процесс работы над такими вещами?
Елена Заика:
Сперва снимаю мерки с будущей владелицы, по ним рисую выкройку. На ее основе создаю шаблон вещи — увеличиваю размеры с учетом коэффициента усадки шерсти, то есть рисую ту же выкройку, но раза в полтора больше. У каждого мастера коэффициент усадки свой и зависит от того, какой толщины выкладывается слой шерсти и какой плотности должно получиться в итоге изделие. То есть будущее пальто изначально выглядит просто огромным, но постепенно шерсть сваливается и оно становится похожим на одежду не для великана, а для обычного человека.
Корреспондент:
Сколько времени уходит на изготовление изделий?
Елена:
По-разному, все зависит от сложности. Например, цветок-брошь можно сделать за полтора часа. Рукавицы я делаю часа за три — четыре, а на жилетку уйдет целый день или даже два. Пальто можно изготовить дня за три. Это если работать по 8 – 9 часов в день.
На вопрос, что для Лены стало самым сложным изделием, она отвечает — валенки. Говорит, что физически очень тяжело провалять толстый слой шерсти. Зато теперь мастера греет эксклюзивная обувь, созданная собственными руками.
Украсить работы можно с помощью создания рисунка на поверхности изделия той же шерстью. Но это не единственный метод. Блеск изделиям придают, например, с помощью тончайших волокон вискозы или натурального шелка.
Ими можно создать прожилки на лепестках шерстяного цветка или украсить крылья бабочки-броши.
Совмещение различных материалов позволяет валяльщицам создавать одежду, украшенную изысканными принтами или фантазийными декоративными элементами. В технике декорирования, называемой нунофелтинг, на шерстяное изделие прикладывают фрагменты из ткани и методом трения закрепляют их на шерсти. Из натурального шелкового платка с узором можно вырезать мотив и привалять его к шерстяной поверхности изделия — шелк любит шерсть, хорошо держится на ней. С помощью цветного шифона создаются объемные элементы, волны.
Пикантность шерстяной одежде придают вставки из гипюра.
Один из любимых многими мастерицами материал для декора изделий — стеклянный бисер. Им вышивают поверхность брошей и одежды.
Декор — это чаще всего финальный этап работы над изделием. Но нам интересно, как же из тонких шерстяных волокон получается плотное полотно войлока? Елена готова провести для нас небольшой мастер-класс. Она уже подготовила шаблон, на основе которого будет создан цветок из шерсти.
Из гребенной ленты мастер вытягивает отдельные пряди шерсти.
Шерстью разного цвета покрывается шаблон.
Волокна располагаются от центра шаблона к краям.
Теперь пора смочить заготовку теплой мыльной водой. Напомним, что мыло здесь нужно для того, чтобы шерсть начала скользить, тогда чешуйки на поверхности ее волокон будут цепляться друг за друга.
Еще один из важных инструментов мастера-валяльщика — виброшлифовальная машинка. По прямому назначению она используется в строительстве для шлифовки и полировки поверхностей. Валяльщицы работают ею на начальном этапе сваливания шерсти — это значительно ускоряет процесс. Машинку можно заменить обыкновенной москитной сеткой — ею накрывают будущее изделие, смачивают водой и трут его руками через «москитку». Она здесь нужна для того, чтобы шерсть не смещалась и не прилипала к рукам. При работе машинкой мастер накрывает заготовку пленкой,чтобы шерсть не липла к инструменту и не «разбежалась» в разные стороны.
Дальше мастер начинает работать руками — трет поверхность изделия для того, чтобы шерсть лучше схватилась.
Чтобы цветок не получился плоским и неинтересным, Лена укладывает еще один шаблон и покрывает его шерстью — будет еще один ряд лепестков.
Теперь предстоит продолжительное время поработать в теплой мыльной воде. Мастер надевает перчатки. Лена бережет кожу рук — вода вымывает из нее естественный жировой слой, сушит кожу. Кроме того, из-за долгого трения образуются мозоли — даже в рукоделии есть место профессиональным травмам.
Волокна шерсти, которые изначально располагались в одном направлении, теперь спутались, легли ближе друг к другу, изделие уменьшилось в диаметре.
Пора разделить слои лепестков и удалить шаблон, который все это время прятался внутри изделия.
На следующем этапе мастер обрабатывает края лепестков, чтобы они выглядели аккуратно.
Дальше в дело идет бамбуковая циновка. Будущий цветок укладывается на нее, все вместе скатывается в рулон. Его мастер руками катает по поверхности стола. В это время палочки, из которых состоит циновка, со всех сторон воздействуют на шерсть, еще больше сваливая и уплотняя ее.
После такого массажа изделие все еще мало похоже на мак, но уже стало прочным.
Еще немного мыльных ванн и массажа…
…и, наконец, настала пора красные круги превратить в цветок. Мастер аккуратно вырезает ножницами лепестки.
После этого места, где сделаны срезы нужно еще немного провалять, чтобы шерсть не торчала, а лепестки выглядели аккуратно и не расползлись. И в завершение — промыть изделие, чтобы удалить мыльную воду.
На этом фото хорошо видно, насколько сильно села шерсть в процессе валяния: под цветком — шаблон, на который Елена в начале работы выкладывала шерсть.
Чтобы быть похожим на настоящий мак, шерстяному цветку не хватает коробочки. Ее Лена делает из зеленой шерсти и пришивает к центру изделия.
После того, как цветок высохнет, его можно превратить в брошку, пришив к обратной стороне специальную булавку. Или использовать его как декор другой, более масштабной работы — шляпки, жилетки или сумки.
По словам Елены, освоить валяние довольно легко, а совершенствовать свое мастерство можно и нужно бесконечно. Новичкам в этом деле опытная мастерица советует не отступаться, даже если в первое время результаты работы не радуют. «Никогда не сдавайтесь! Неудача не значит, что нужно все бросить. В любом деле главное — терпение и усердие. И обязательно следите за качеством своих работ. А самые первые изделия лучше оставить себе на память», — говорит наша героиня.
Текст: Алина Логинова
Фото: Алина Логинова, Елена Заика
Состав
Получение войлочного полотна базируется на сцеплении ворсинок между собой. До определенного времени синтетические волокна производились гладкими, поэтому натуральный войлок не имел синтетических аналогов. Лишь несколько десятилетий назад ученым удалось создать искусственные волокна со структурой, напоминающей шерстяной ворс.
Искусственный войлок может иметь различный состав: акрил, полиэстер, полипропилен, стекловолокно, расплав горных пород, доменного шлака (минеральная вата).
Для придания водостойкости технический войлок пропитывают битумом, фенолформальдегидной смолой. Войлоки, используемые в швейном деле, не содержат клея или иных связующих веществ. Производство материала на сегодняшний день полностью автоматизировано:
- Синтетические волокна распутывают на специальном станке с зубьями.
- Массу пропускают через валы, превращая в пласты.
- Пласты накладывают друг на друга и обрабатывают зазубренными иглами, в результате чего волокна спутываются.
- Полученные заготовки прессуют.
Мебельный термовойлок из смешанного сырья дополнительно разогревают до 200 градусов. Искусственные волокна расправляются и надежно скрепляют полотно.
В продажу материал чаще всего поступает в рулонах. Особо толстые и плотные разновидности поставляют в форме плит.
Основы техники валяния из шерсти для начинающих
Валяние представляет собой интересную возможность создавать пышные аксессуары, дополнения к игрушкам и варианты украшений для одежды, а также многое другое. В момент сваливания шерсти происходит сцепление волокон между собой за счёт чешуйчатой структуры, при этом образуется плотный войлок. Технику валяния принято разделять на два типа: сухое и мокрое.
Сухое валяние
Во время сухого валяния удаётся заготовить объёмную основу для игрушек и различных аксессуаров. Эта техника лучшим образом подходит для начинающих рукодельниц. Заключается в нескольких этапах.
Сухое валяние лучше выполнять на поролоне для лучшего сцепления волокон ФОТО: livemaster.ru
На глаз определить достаточно ли плотным получилась заготовка невозможно, поэтому её нужно немного прижать. Если через несколько секунд исходная форма вернулась, значит, процесс проведён верно.
Если сбрызнуть готовое изделие лаком для волос, волокна не будут рассыпаться ФОТО: yandex.by
Мокрое валяние
Технология мокрого валяния весьма успешна и в наше время. Её применяют для создания картин и тёплой одежды. Другими словами, используется исключительно на габаритных вещах. Сам процесс состоит из нескольких простых шагов.
В результате, можно получить тонкую материю, выполненную с плавным переходом оттенков. Обычно такой способ валяния напоминает мраморную структуру. После подготовки основы, из неё можно пошить интересные аксессуары, тапочки, сумки и кошельки. Одним словом — на что хватит фантазии.
Техника смешанного фелтинга
Сухое и мокрое валяние может применяться для производства любого аксессуара. Таким способом часто делают завершающие акценты в игрушках. Например, на объёмное тельце приделывают плоские ушки, щёчки и другое. При использовании данных техник совместно, итог получается самым эффектным. Обыкновенный аксессуар превращается в шедевр.
Важно уметь не только валять из шерсти, но и фантазировать над созданием ФОТО: decormania-spb.ru
Современная техника: валяние в стиральной машине
Для создания подобных заготовок всё, что необходимо приготовить — это кусочки нетканой шерсти и капроновые носки (подойдут и колготки). Этот вариант больше подходит для создания объёмных аксессуаров.
Склеивать фрагменты между собой можно с помощью термоклея ФОТО: pinterest.ru
Характеристики
В зависимости от состава, плотности и толщины, технические характеристики синтетического войлока сильно отличаются. Так, его плотность варьируется от 160 до 2000 г/м2, а толщина – от 1 мм до 200 мм (и больше). Минеральный войлок термоустойчив, не горит и не плавится при высоких температурах.
Общая характеристика материала:
- упругий;
- теплоизолирующий;
- гибкий;
- прочный;
- не пылит;
- легко поддается раскрою и резке;
- легкий;
- не колется;
- устойчив к влаге, плесени, микроорганизмам;
- воздухопроницаемый;
- быстро сохнет;
- не впитывает запахи;
- препятствует проникновению звуковых волн;
- долговечный.
Войлочный слой 10 см способен удерживать до 45 дБ.
Войлок и фетр – в чем разница
Визуально войлок очень похож на фетр (особенно тонкий). Материалы изготавливаются по одной и той же технологии. Они представляют одинаковую ценность для пошива одежды и рукоделия и часто взаимозаменяются.
- Разница между войлоком и фетром заключается в толщине полотна, жесткости и плотности ворса:
- Войлок может иметь толщину 20 мм и больше, тогда как фетр чаще не толще 3-5 мм.
- На поверхности войлока можно рассмотреть ворс, а фетр выглядит однородным.
- Натуральный войлок делают преимущественно из шерсти овец, фетр – из пуха кроликов и другого пушного зверя.
- Фетр используют преимущественно для изготовления одежды и в рукоделии, применение войлочного полотна куда более разнообразно. Это и утеплитель, и шумоизолятор, фильтрующий и полирующий материал.
Создаем теплую ткань своими руками в технике нуно-войлок
В данном мастер-классе я расскажу о том, как можно создать своими руками теплую ткань на основе натурального шелка.
Данная техника называется нуно-войлок или «nuno felting».
Для работы вам понадобятся следующие инструменты:
1. Бамбуковый коврик или бамбуковая штора. 2. Жидкое или твердое мыло. 3. Сухое полотенце. 4. Пара резиновых перчаток. 5. Капроновая сетка или мешочек для стирки белья. 6. Пульверизатор. 7. Натуральный шелк нужного вам размера.
Весь процесс можно разбить на 5 этапов:
1. Раскладываем ровно шелк на подложку. В данном случае отрез ткани был довольно большой и для работы в качестве положки я взяла пупырчатую пленку.
2. Раскладываем на шелк ровным слоем шерсть. Если вы хотите создать что-то более интересное, подберите шелк с красивым рисунком, по которому потом можно будет выложить шерсть. 3. Разложив шерсть, накрываем ее москитной сеткой. Сетка нужна для того, чтобы шерсть не сместилась в работе. Смачиваем мыльным раствором и начинаем тереть. 5. Заключительный этап. Переворачиваем москитную сетку вместе с шерстью и шелком и валяем/трем уже непосредственно по самому шелку до образования хороших катышей. Чтобы понять готова ли ткань, попробуйте потянуть за шерсть. Если шерсть все еще отстает от шелка, продолжайте работу до того момента, пока шерсть плотно не приваляется к ткани. А это конечный результат всей идеи:
Несколько практических советов:
В валянии много времени уходит на трение и приваливание, чтобы сократить это время и облегчить нагрузку, можно использовать ВИБРО-шлифовальную машинку (ту, что используют в строительных целях для шлифования стен или потолков).
Если при валянии образовалось слишком много мыльной пены или ткань на ваш взгляд слишком сырая, промокните ее сухим полотенцем.
Для нуно-войлока лучше выбирать шелк-шифон с редким переплетением нитей.
Шерсть можно выкладывать по верх рисунка на шелке, приваливать с изнанки или вообще оставить прозрачные шелковые окошечки (см. примеры на фото ниже).
Такую ткань хорошо использовать для пошива одежды. Но помните, валяная ткань имеет свойство вытягиваться (для платьев, брюк и юбок nuno felting не подойдет), а значит с подбором кроя нужно быть более внимательным.
Еще один МК по мокрому валянию, принцип тот же, что в nuno felting, но без шелка.
Вопросы и ответы
Вопрос: Как ухаживать за изделиями из синтетического войлока?
Ответ: Несмотря на повышенную прочность и износостойкость, войлочные изделия из синтетического волокна требуют бережного ухода. Предпочтительнее проводить сухую чистку специальной щеточкой, а стойкие пятна выводить средствами для чистки в виде пены. Машинная стирка для таких изделий запрещена. Их можно постирать руками в теплой воде, но контакт с водой должен быть кратковременный. Мокрый материал нельзя сильно тереть и выкручивать. Его аккуратно отжимают махровым полотенцем и сушат на горизонтальной поверхности в расправленном виде вдали от источников тепла. После высыхания материал можно отпарить или прогладить утюгом через марлю в режиме «синтетика».
Вопрос: Какие есть аналоги синтетического войлока?
Ответ: Синтетический фетр и префельт (фильц). Для шумоизоляции авто как аналог популярен изолон. В строительстве применяют вспененные панели и сэндвич-плиты.
Синтетический войлок – это преимущественно технический материал. Благодаря доступной цене и хорошим техническим характеристикам он пользуется большой популярностью в строительстве, ремонте, шумоизоляции авто. Швейный и мебельный войлок чаще производится из смешанного сырья. Но полностью синтетические разновидности тоже встречаются.
Объёмные и плоские украшения в технике валяния из шерсти для начинающих рукодельниц
Время чтения: 6 минут Нет времени?
Отправим материал вам на e-mail
Валяние из шерсти для начинающих — одна из самых интересных тактик, применяемых для необычной организации декора. Этот тип рукоделия известен издавна, а сегодня его запатентовали как уникальную возможность дополнить дизайн одежды интерьера и многое другое. Редакция HomeMyHome детально рассмотрит основы возделывания и интересные мастер-классы.
Для того, чтобы сувенир получился «живым», необходимо правильно выбрать материал по качеству ФОТО: kitchenremont.ru