Искусство росписи по ткани — один из самых древних видов творчества. С тех пор как человек научился получать красящие пигменты, эта отрасль непрерывно развивалась. Индия, Китай, а за ними и Япония — страны, где родилось и расцвело искусство батика. С каждым годом появлялись новые техники и виды росписи, и в настоящий момент существует огромное количество возможностей ручной росписи по ткани даже для людей, не имеющих отношения к живописи.
Виды красителей для росписи
Все виды красок можно разделить на два основных сегмента: акриловые и анилиновые.
Акриловые краски по своей сути — полимеры. Их особенность в том, что они не проникают глубоко в волокна ткани, а создают на её поверхности прочную эластичную плёнку. Роспись одежды акриловыми красками удобна по нескольким причинам:
- Рисунок очень просто закрепить при помощи утюга.
- Работать акрилом довольно легко, особенно если есть опыт с акварельными или гуашевыми красками. Для получения других оттенков красители можно смешивать друг с другом, а также разбавлять водой.
- Безопасность ингридиентов.
- Подходят для любых видов текстиля: денима, хлопка, шёлка и даже кожи. Осторожно нужно быть со смесовыми тканями — краска может не закрепиться или поблёкнуть после первой стирки.
- Широкий ассортимент в магазинах для художников. Представлены как наборы для начинающих, так и флаконы большого объёма и специальные средства для профессионалов.
Единственный существенный недостаток акриловых красок — они меняют фактуру ткани. Например, шёлк утрачивает свою лёгкость и мягкость. А трикотаж в местах нанесения перестаёт тянуться.
Анилиновые красители ещё называют кислотными. Их преимущество перед акрилом — ткань не меняет своих свойств. Если акрил вступает в механическую связь с волокнами, покрывая их, то анилин проникает внутрь ткани, соединяясь с молекулами ткани. Особенности кислотных красителей:
- Продаются в виде растворов и порошков, которые нужно развести водой.
- Краски очень текучие, для создания чётких очертаний необходим резервирующий состав.
- Закрепление рисунка происходит методом запаривания.
- Для росписи подходят только натуральные ткани: шерсть, хлопок, лён, шёлк и другие.
Что необходимо иметь при работе с акриловыми красками
Вам будет интересно:Картины танков прошлого века
Работа с акрилом напоминает работу с акварелью и маслом одновременно. Как и акварель, акрил, пока он не высохнет, можно смешивать с другими красками, лучше этой же серии. Как и масло, он очень хорошо ложится на кожу и ровно покрывает ее, проникая в трещинки. Это покрытие очень прочно.
При росписи по коже для работы, кроме акриловых красок разного цвета, если у вас многоцветный рисунок, необходимо иметь следующее:
- поверхность, которую вы можете запачкать и тут же протереть мокрой тряпкой начисто; на ней должно быть удобно работать;
- сухую и мокрую тряпки среднего размера, лучше хлопковые, чтобы вытирать акрил;
- палитру, где вы будете смешивать краски друг с другом;
- несколько кистей разных по размеру в зависимости от величины предмета, на котором будет выполняться роспись по коже;
- баночку с водой для разведения подсыхающих красок на палитре, для полоскания кистей или их замачивания после использования;
- подготовленную растянутую кожу или подготовленный предмет из кожи, который вы собрались расписывать;
- хороший свет, чтобы глаза не уставали.
Техники батика
История живописи по ткани насчитывает множество техник. Каждый мастер стремится привнести что-то индивидуальное в своё произведение. Но для начинающих все виды техник росписи ткани можно разделить на пять групп.
- Узелковый батик. Другое название — шибори. Суть метода, как понятно из названия — декор ткани при помощи узлов и перевязок. В узелки можно вкладывать любые небольшие предметы по одному или несколько, которые не боятся высоких температур. Завязывать ткань можно по определённой схеме или произвольно. После того как полотно стянуто нитками в нужных местах, его частично или полностью погружают в краситель. В местах, стянутых нитками и узлами, образуются своеобразные узоры, напоминающие цветы. Прелесть этого метода окрашивания — полная импровизация. Немаловажно, что с такой работой по силам справиться даже новичку.
- Трафаретная ручная роспись ткани применяется для декора одежды и интерьерного текстиля. Краска должна быть густая и нерастекающаяся. Этот способ требует внимания и кропотливости.
- Метод холодного батика — один из самых популярных у новичков. Начиная с простых рисунков, можно стать настоящим мастером, с каждым разом совершенствуя технику и усложняя сюжет работы. Батик, расписанный этим способом, отличается графичностью и напоминает витраж.
- Горячий батик сложнее из-за необходимости применения разогретой смеси парафина и воска, иногда канифоли и смол. В то же время это старейшая техника росписи ткани, пришедшая из Индии. В медный резервуар с длинной ручкой наливается восковой состав и наносится на ткань соответственно узору. Полотно окрашивается только в тех областях, где нет резерва. Поверх этого слоя краски после высыхания наносится новый слой восковой смеси, вслед — опять окрашивание, и так многократно. После завершения работы ткань снимается с подрамника, натягивается по диагонали, чтобы резерв потрескался и осыпался. Затем лоскут с нанесённым узором укладывается между слоями старых газет или обёрточной бумаги и утюжится, пока весь воск не впитается в проутюжильники. Остатки жирных пятен можно удалить ватным тампоном, смоченным в бензине.
- Свободная техника росписи — самая сложная для начинающих, но максимально приближённая к технике акварельной живописи. Краски, нанесённые на сухое или увлажнённое полотно, растекаются, создавая размытые очертания и мягкие переходы цветов. Для чёткости деталей их на последнем этапе прорабатывают резервом и подчёркивают красителями. И также можно рисовать по холсту, заранее прогрунтованному специальными составами. Грунтовка продаётся в магазинах или готовится самостоятельно из ингридиентов, присутствующих на каждой кухне: соли или желатина.
Особенно интересно смотрятся работы, в которых применяется несколько техник, ведь каждая из них уникальна.
Холодный батик поэтапно
Холодная роспись — наиболее удачный выбор для начинающего. Для работы можно приобрести набор с необходимыми красителями и резервами, в интернете посмотреть не один мастер-класс. Роспись по ткани акриловыми красками в технике контурного батика в большей степени зависит от аккуратности и последовательности работы, чем от умения рисовать.
Для начала нужно подготовить шёлк: постирать его и натянуть на раму. Отрезы можно купить в магазинах ткани или приобрести лоскут в отделах для художников.
Выбранный мотив в натуральную величину распечатать или нарисовать на бумаге. Набросок с наведённым контуром положить под раму с натянутой тканью. Мягким грифельным карандашом или смываемым маркером нанести линии на холст.
Поверх аккуратно нанести резерв и оставить его высыхать. Когда у мастера набита рука, нанесением вспомогательных линий карандашом можно пренебречь.
После высыхания состава для создания контура все линии обязательно проверить на непрерывность, проведя мокрой кистью вдоль всех замкнутых областей. Если где-либо резерв прерывается, его необходимо нанести ещё раз с изнаночной стороны шёлка. Этот этап ни в коем случае нельзя пропускать, ведь если краска затечёт за резерв, исправить будет уже невозможно.
Если с контуром всё в порядке, можно приступать к самому интересному — живописи. Области закрашиваются или одним цветом, или с переходом оттенков. Акриловые краски разбавляются водой или специальным разбавителем, что более предпочтительно. Здесь уже полная свобода творчества!
Особенности акрила как художественной краски по коже
Вам будет интересно:Картины танков прошлого века
Первая особенность акрила — его быстрое высыхание. Это подчеркивается в любом мастер-классе росписи по коже при работе с акрилом. Данное свойство его не очень удобно, потому что акрил, а особенно разноцветные смеси его, высыхает слишком быстро, не давая работающему времени на разглядывание и исправление того, что получилось. Поэтому, работая с акрилом, необходимо заранее продумать поэтапно весь процесс работы. В этом случае, накладывая слои краски один на другой, не нужно долго ждать их полного высыхания. Большинство художников, выполняющих роспись по коже акриловыми красками, рекомендует наносить тонкие слои для предотвращения растрескивания, которое является еще одним неприятным моментом при работе с акрилом. Если слой не понравится и еще не высох, его сразу же можно убрать мокрой тряпкой.
Вам будет интересно:Как встать на пуанты? Инструкция для начинающих
Если раскрашиваемый предмет большой, мастера росписи рекомендуют для нанесения применять губку из поролона, а иногда даже поролоновый валик.
Набивной метод
Другое название этой техники — трафаретная роспись. Выполняется при помощи штампов и шаблонов, которые изготавливаются из плотного картона, клеёнки или ПЭТ-плёнки. В интернете можно найти готовые наборы, включающие трафарет, краску и клей, чтобы плёнка не скользила по ткани и не смещался рисунок.
Краски для трафаретной росписи нужны акриловые, с пометкой «для текстиля». Такие красители более густые, чем для шёлка и не растекаются по волокнам ткани. И также часто используется краска в аэрозолях.
Для работы также понадобятся: кисточки, поролоновый валик или губка, ёмкость для краски, клеёнка, которую обязательно нужно простелить под расписываемый слой ткани. Когда всё готово, трафарет закреплён, делается первый фрагмент узора. при обмакивании валика в акрил, лишняя краска обязательно удаляется, чтобы она не затекла под трафарет. На шаблонах есть точки совмещения, с их помощью нужно следить, чтобы орнамент не сдвинулся.
После того как набит весь рисунок, краска просыхает и закрепляется по инструкции, указанной на флаконе с краской.
Роспись по коже
Красители с пометкой «текстиль» с успехом используются для кожи и замши. То есть с их помощью можно украсить или обновить обувь, куртку, дублёнку, кошелёк, ремень и сумку. Как и ткань, поверхность кожи следует подготовить: обезжирить и удалить загрязнения. после того, как поверхность высохнет, можно рисовать.
Расписывать кожу можно в свободной технике, при помощи трафарета, а также использовать точечный метод нанесения краски. Для этого пригодится пластиковый флакон с наконечником, как для резерва, или краска в тюбике с длинным носиком. Важно, чтобы все точки были одного калибра и находились на одинаковом расстоянии. Общее правило: использовать тонкий слой краски, чтобы она не растрескивалась.
Нанесённый мотив закрепляют специальным лаком для кожи или средством для защиты кожи, замши и нубука от влаги. Некоторые краски закрепляются при помощи утюга через слой бумаги.
Роспись акриловыми красками по коже «Ананас»
Скажу сразу, у меня достаточно маленький опыт росписи по коже, уж конечно не сравним с деревом Поэтому делюсь своим небольшим опытом с новичками и с удовольствием послушаю мнения экспертов в этом деле.
В первую очередь, я сделала эскиз ананаса на бумаге под точный размер той части сумки, которую я собиралась расписывать.
Затем обработала ту часть сумки, где планировалось сделать роспись спиртовой салфеткой, чтобы обезжирить поверхность.
На задней части сумки у меня осталось синее пятно от джинсов, которое не выводится никакими средствами, на нем я и решила посадить ананас
Чтобы не пачкать лицевую сторону — положила одноразовую пеленку, набила сумку бумагой — холст готов!
Поскольку кожа – не дерево, ошибаться никак нельзя, я решила сделать так, как поступают иногда в тату салоне — обвести по трафарету. Через кальку обвела свой эскиз с точными размерами, прилепила его к сумке при помощи Uhu patafix липучек и сделала контур. Для листьев у меня коричневый контур, остальное — фиолетовый контур, который очень хорошо контрастирует с желтым цветом.
Самое трудное позади, наступает время творческих экспериментов. Внутри ананаса можно ошибиться, поэтому я немного отступила от эскиза и порисовала.
Все огрехи прикроет верхний слой краски.
Расписывать ананас цветом я начала сверху вниз, чтобы не вляпаться в еще незасохшую краску.
Сначала, я делаю тени — в листях коричневым оттенком (женной сиеной, например), сам плод — сиена натуральная и мешаю ее с фиолетовым оттенком, поскольку именно фиолетовый цвет у меня самый темный на ананасе. В принципе, контур можно делать черной краской, но, если делать обводку цветными оттенками, то можно добиться более естественного объема фрукта, так как тень практически у всех предметов цветная. После того, как тень проложена, приступаю к средним тонам -— мешаю кадмий желтый с натуральной сиеной и добавляя разное количество белой краски, постепенно двигаюсь к правому краю фрукта. В листах ананаса — зеленый оттенок (травяной) постепенно вытесняет коричневый. На сладкое, у нас остались блики — сам фрукт я оставляю незакрашенными самые светлые участки, поэтому ананас очень гармонично вписывается на поверхность сумки, в листьях — самая светлая часть листа это белый с изумрудкой, получается холодный светло-зеленый оттенок.
Ананас готов, теперь краска должна просохнуть некоторое время, после этого покрываю финишным средством по коже.
После покрытия этим средством рисунок не смоется водой и не растрескается, финишное средство не блестит и не делает краски более тусклыми, только стойкий эффект красок на коже и ничего больше.
И все, можно идти на прогулку!
В ролях снимались:
Сумка Fossil
Акриловые краски Polycolor:
Кисть для акрила Vincent:
Вот такой способ избавления от пятен на сумке, спасибо за внимание!